КУЛЬТУРА РЕЧИ

КУЛЬТУРА РЕЧИ

КУЛЬТУ́РА РЕ́ЧИ, уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалекта вместе с умением «обоснованно отступать» (Л. В. Щерба) от этих норм. Наука о К. р. (в ее нормативном лингвистическом статусе) опирается на учение о нормах современного литературного языка. Эти нормы кодифицированы в грамматиках, толковых и иных словарях и пособиях с учетом стилистической дифференциации норм в зависимости от различных целей и содержания речи — книжной или разговорной. К. р. как правильность речи и умение выбирать из уже имеющихся в языке синонимических средств выражения тесно связана с понятием культуры языка, т. к. предполагает наличие в самой языковой системе, кроме развитых подсистем обозначений (в частности, терминологической) и правил их употребления, также ряда вариантов и соответственно оценку нормой каждого из них. Нормы литературного языка как образцовой разновидности национального языка, обслуживающей основные сферы деятельности общества, с одной стороны, неизбежно характеризует некоторая жесткость, направленная против антинормализаторской стихии, с другой — нормам литературного языка непременно должны быть присущи вариантность и известная гибкость, иначе восторжествовал бы чрезмерный нормативизм, или пуризм.

Это относится ко всякой нормальной речевой деятельности, творчески использующей диалектику экспрессии и стандарта. Не менее существенно верное понимание роли норм литературного языка при обращении к «верхним этажам» К. р., начиная от своеобразной поэтики ежедневной газетной полосы или от борьбы вкусов вокруг стилистики речевых жанров в телевизионных передачах и кончая величайшими произведениями словесного искусства с их особого рода «неправильностями», природа которых определяется уже синтезом лингвистического и эстетического. Поэтому социальные оценки речевой деятельности как элемента К. р. приобретают особенно острую форму, ответственный и нередко противоречивый характер в критике литературной, т. е. в такой «критике языка», которая стремится утвердить тоже по-разному понимаемую культуру художественной речи. Многое зависит здесь не только от объективного уровня развития филологии как теории литературной критики, но и от систематического соотнесения с этим меняющимся уровнем субъективных (а нередко попросту эклектических) позиций, отстаиваемых тем или иным критиком. Однако в современном учении о языке художественной литературы, тесно связанном с теорией литературного языка, проблемы языковой критики пока еще только намечены и почти не разработаны.

Причины и следствия такого положения разнообразны. Прежде всего, в общеэстетическом плане недостаточно выяснены отношения между идиолектом и идиостилем художника слова. Между тем, например, т. н. отрицательный языковой материал (отклонение от литературной нормы и др.), длительное время остающийся в творчестве ряда наиболее читаемых современных писателей вне объективного анализа критикой, не может не сказаться на уровне самой критики и на состоянии К. р. и ее теории. Далее, филология сделала лишь первые шаги в изучении общей типологии стилей языка художественной литературы в связи с т.н. стилевыми течениями. В то же время несомненно, что требования общества к К. р. писателей существенно различны в зависимости от того стиля языка художественной литературы, на который в основном ориентируются конкретный писатель и его читатель. Так, например, текст современной лирической песни адресован обычно «самому широкому читателю», но этот последний в ряде случаев может оказаться и недостаточно требовательным к эстетике беллетристического стиля, доступность которого часто сопряжена с легковесностью, терпимостью в отношении штампов, псевдонародностью и т. п. «Красота простоты», т. о., имеет своим пределом простоватость и примитивизм К. р. С другой стороны, и более сложные стили языка поэзии (и прозы) не застрахованы от издержек «инерции стиля», а «красота сложности» в пределе способна обернуться герметизмом, обнаружить тенденции к эстетической элитарности и культурно-речевому снобизму. Принципиальное пушкинское требование «соразмерности и сообразности» остается руководящей идеей К. р., хотя отдельные художники слова существенно отступают от этой гармонической формулы и лишь в конце концов доказывают непредвзятому читателю свое столь же принципиальное право на такие отступления «в меру таланта», подкрепляя и общий тезис о том, что речь художественная представляет собой реальную и потенциальную область высших достижений К. р., не всегда очевидных, но тем более важных как проблема филологии.

Литература:
Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., М., 1929;
Вопросы культуры речи. Сб., в. 1—8, М., 1955 — 1967;
Виноградов В. В., Рус. речь, ее изучение и вопросы речевой культуры, «ВЯ», 1961, № 4;
его же, Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания, там же, 1964, № 3;
Пражский лингвистич. кружок. Сб. ст., М., 1967;
Чуковский К. И., Живой как жизнь. [Разговор о рус. языке], 4 изд., М., 1968;
Книга о рус. языке, М., 1969, с. 175—207;
Актуальные проблемы культуры речи, М., 1970;
Костомаров В. Г., Рус. язык на газетной полосе, М., 1971;
Горбачевич К. С., Изменение норм рус. лит. языка, Л., 1971;
Ожегов С. И., Лексикология. Лексикография. Культура речи, М., 1974;
Мукаржонский Я; Эстетическая функция, норма и ценность как социальные факты, в сб. Труды по знаковым системам, в. 7, Тарту, 1975;
Языковые процессы современной рус. художественной литературы, [кн. 1 — Проза, кн. 2 — Поэзия), М., 1977;
Григорьев В. П., Поэтика слова, М., 1979, гл. 1, 2;
Скворцов Л. И., Теоретич. основы культуры речи, М., 1980;
Калинин А. В., Культура русского слова М., 1984.

В. П. Григорьев.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "КУЛЬТУРА РЕЧИ" в других словарях:

  • Культура речи — Культура речи  распространённое в советской и российской лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях… …   Википедия

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ — КУЛЬТУРА РЕЧИ. 1. Владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме. 2. Область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком. К. р. содержит в себе, таким… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалектом совместно с умением обоснованно отступать от этих норм. См. также: Устная речь Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ — соответствие индивидуальной речи нормам данного языка (см. Норма языковая), умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ — КУЛЬТУРА РЕЧИ, соответствие индивидуальной речи нормам данного языка (смотри Норма языковая); раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка …   Современная энциклопедия

  • Культура речи — КУЛЬТУРА РЕЧИ, соответствие индивидуальной речи нормам данного языка (смотри Норма языковая); раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации литературного языка.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Культура речи — – область духовной культуры, связанная с применением языка; качества речи, обеспечивающие эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований и эстетических установок. Термин К. р. указывает… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

  • Культура речи — Культура речи  1) владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Культура речи — 1) это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач (Е.Н …   Педагогическое речеведение

  • культура речи — 1) уровень владения литературным языком и речью (так, можно сказать: Культура речи этого человека очень/недостаточно высока). Культура речи предполагает знание языковых норм, а также владение устной и письменной речью, речевыми жанрами всех сфер… …   Литературная энциклопедия

  • культура речи — 1) Степень совершенства, достигнутая в овладении устной и письменной речью 2) Раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий правила пользования языком как основным средством общения людей,… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»